Птичьи молитвы айнов
В Петербурге в Российском этнографическом музее открылась выставка «Островные люди — айны».
В Российском этнографическом музее открылась выставка «Островные люди — айны». В выставке использованы подлинные этнографические артефакты и архивные фотографии из собрания музея, которые рассказывают о представителях одного из наиболее загадочных этносов известных человечеству, коренных жителях Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов.
Предки айнов стали первыми людьми, которые появились на японской земле задолго до самих японцев. По мнению ученых, они населяли японские острова уже в VIII-VII тысячелетии до н. э. В былые времена территория их обитания, которую они называли «Земля людей», охватывала острова Японского архипелага Хонсю и Хоккайдо, южную часть Сахалина и Камчатки, Курильские острова, низовья Амура. Однако в настоящее время прежняя территория их расселения значительно сократилась. По официальным данным современное население айнов составляет не более 20 тыс. человек. Они проживают на острове Хоккайдо.
«Более 300 представленных на выставке экспонатов, лишь небольшая часть коллекции музея, которая насчитывает около 3000 предметов и фотографий, — рассказывает директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. — Их в начале прошлого века привезли с островов Сахалин и Хоккайдо известный исследователь культуры народов Сибири и Дальнего Востока Виктор Васильев и этнограф Бронислав Пилсудский. Из всего этого богатства мы отобрали экспонаты, которые наиболее четко отражают, насколько искусен народ айнов и какой блестящей ментальностью обладают».
Первое что видит посетитель, попадая в выставочный зал — яркую реконструкцию сцены медвежьего праздника.
«Культ медведя играл огромную роль в жизни айнов, так как этот зверь считался священным, — поясняет ведущий научный сотрудник музея Ирина Карапетова. — Айны специально выращивали в неволе медведя, предназначенного для ритуального убийства, которое было центральным моментом главного праздника, посвященному этому животному. Медведя убивали особой стрелой, а затем устраивали церемонию его «проводов» к верховным божествам. Завершался праздник совместной трапезой и распитием ритуального напитка саке — густого просяного пива».
Атрибуты этого и других айнских праздников и церемоний представлены в выставочных витринах. Особенно интересны священные палочки икупасюй (Хоккайдо) или икуниси (Сахалин). Айны считали, что эти палочки, искусно украшенными рельефной и контурной резьбой, подобно птице относят молитву богам.
Пользоваться этими священными палочками, могли только мужчины. Обращаясь с молитвой к божествам, они окунали острый конец палочки «язык» в саке «божественную брагу» и совершали ритуальное кропление. Остатки напитка выпивали, придерживая палочкой усы.
Другой вариант ритуальных атрибутов с похожей функцией — заструженные особым образом деревянные палочки – инау, которые передавали просьбы богам с помощью языка стружек. Инау «защищали» человека от злой магии, использовали при лечении людей.
В соседнем зале посетители выставки заворожено рассматривают национальную одежду айнов — сказочного вида халаты, сотканные из полотна волокон луба вяза и крапивы и украшенные аппликацией и вышивкой.
А из зимнего гардероба айнов в витринах представлены шубы и куртки из шкур собаки, нерпы, оленя из кожи рыбы.
Несмотря на то, что этим нарядам более 150 лет, они отлично сохранились.
Айнакские женщины очень любили украшения.
«Кроме нарядов, ожерелий и сережек, айнские женщины украшали себя татуировками, — рассказывает Ирина Карапетова. — Когда девочка становилась совершеннолетней (13-15 лет) ей делали татуировку вокруг губ и на руках.
Для этого на коже делали ножом надрезы, в которые втирали масляную сажу с металлических котелков. В качестве обезболивающего средства использовали сок полыни. Женщинам без татуировок запрещалось принимать участие в медвежьем празднике».
К открытию выставки была приурочена научная конференция «История и культура айнов: информационный ресурс крупнейших коллекций России», где была презентована «Белая книга айнского народа» — совместный труд группы сахалинских авторов. Издание, обобщившее более 80 российских и зарубежных источников, в формате документальных материалов и свидетельствах очевидцев повествует об истории айнского народа и его взаимоотношении с японцами, японским государством и Россией.
По ее данным за период с 2007 по 2017 год численность айнов уменьшилась на 45% (более чем на 10 500 человек). По некоторым независимым оценкам, хотя бы частично айнское происхождение «по крови» имеют до 200 тысяч жителей Японии. Однако большинство из них уже не идентифицируют себя в качестве этнических японцев, не знают айнского языка и не интересуются наследием предков.
Сегодня оставшиеся айны живут обычной современной жизнью, которую затронули процессы глобализации. Основными их занятиями остаются рыболовство и сельское хозяйство. Кроме того они работают на лесозаготовках. В последние годы айны уделяют внимание возрождению своей культуры, однако параллельно с этим на территории их обитания развивается туристическое направление. На Хоккайдо появилась сеть музеев, этнических отелей, исторических поседений. К сожалению, речь идет об активном туристическом бизнесе, который зачастую не совсем корректно взаимодействует с древней культурой айнского народа, чем может нанести непоправимый вред.
Выставка «Островные люди — айны» в Российском этнографическом музее будет работать до конца февраля 2020 года.
Алла Чередниченко
Фото автора.
Alis.72@bk.ru