3 тысячи километров на машине
Дорога, о которой слагают легенды. Различить сказку от были не возможно. То что мы увидели своими глазами, нас впечатлило и оставило в памяти надолго.
Это была грандиозная задумка и очень необыкновенная для нас. Почему? Потому, что мы всегда ходили в более комфортные места, такие как Алтай или Восточный Саян. Но в этот раз все было по другому. Необычный маршрут и начинался он с необычной дороги. Нам предстояло проехать более трех тысяч километров до начала пешей части по совершенно диким местам. Вспомните слова Владимира Высоцкого: ...Назад 500, вперед 500.... «Дорожная история». Вот примерно так и происходило)
В авто путешествии было несколько ключевых моментов: 1) трасса Хабаровск — Чита (Р-297 «Амур»). Поворот на трассу А-360 «Лена» в районе поселка Невер перед Сковородино; 2) Граница Амурской области и Якутии — после Тынды, перед поселком Нагорный; 3) Поселок Нижний Бестях, где отворот на трассу Р-504 (Колымскую трассу), которая отходит от реки Лена и идет на восток; 4) Переправа через реку Алдан; 5) И наконец, развилка на старую Колымскую трассу — «дорогу костей» в районе нового моста через реку Кюбюме, где стоит памятник тем заключённым, что строили эту дорогу; 6) Мост через реку Агаякан — конечная точка нашего маршрута на машине.
В первый же день мы пролетели на своей машине более 1000 км. Трасса Хабаровск-Чита в хорошем состоянии. Особых трудностей на пути не встретили. К вечеру свернули на трассу «Лена» и остановились на ночевку на берегу реки Уркан.
Мы были очень довольны, все шло по плану. До сих пор был асфальт, но сразу за мостом стояла табличка, которая говорила нам о том, что на дороге ведутся ремонтные работы.
Наверное от усталости или от некой эйфории от поездки мы забываем выключить фары машины и оставляем на ночь высаживать аккумулятор. Заметили свою оплошность только в 4 часа утра, побежали заводить и ура! машина завелась! Если бы не завелась, то наше путешествие закончилось уже тут, так как подъехать к нашей машине, уютно устроившейся на самом берегу реки, было весьма проблематично.
Хороший урок! Приняли и поехали дальше. Дальше дорога сложная. Участки с ремонтными работами, на которых более 40 км/час ехать не возможно, перемежались с очень хорошими отрезками трассы, сделанными по высшему качеству. Хорошие участки конечно пролетали очень быстро. В этот день мы добрались до границы Амурской области и республики Саха-Якутия.
Посмотрели на Байкало-Амурскую Магистраль. Там постоянно курсируют поезда. Отправились дальше.
С выбором места на ночевку возникли трудности. На участках, где дорога отремонтирована, все съезды к небольшим речкам перекрыты. С большим трудом нашли отворот и неплохое местечко для ночевки. Видно, что тут останавливаются рыбаки. Это остатки от старой трассы.
Третий день пути не внес ничего нового, приходилось ехать по пыльным дорогам трассы Колыма. Асфальта уже было все меньше. Особенно сложный участок был после Нижнего Бестяха. Там по рассказам наших попутчиков, которых мы иногда подвозили, были уникальные места, где на отличных пастбищах паслись стада коров и лошадей. Особенно в Чурапче. Но именно поэтому твердый грунт под колесами отсутствовал и дорога была просто расквашена. К концу дня мы все же добрались до реки Алдан! Нас ждала переправа на пароме.
Алдан — широкая река, мощная и очень красивая. С берега Алдана нам удалось позвонить домой и успокоить родственников, так как они конечно же за нас переживали.
На ночь нас пригласил к себе якут из села Хандыга, которого мы взяли в машину попутчиком. У него родился третий ребенок и он с полей, где заготавливал корм для своих лошадей, спешил домой, проведать жену и детей.
Четвертый день — был самый трудный и самый красивый из всех! В Хандыге с большим трудом нашли заправку. Выехали рано в путь. Дорога — жесткая гравийка.
На одном из участков мы по усталости не доглядели на знаки и уехали с моста в брод реки. Перебродили ее и офигели. Ну ладно мы проехали, но ведь машины есть и попроще. Оказалось, по мосту нельзя только большегрузам от 3 тонн.
Дальше началась очень интересная, но вместе с тем и опасная — горная часть Колымской трассы. Знаменитый участок «Черный прижим» уже отремонтирован, там хорошая гравийная дорога и две машины помещаются спокойно. Но если присмотреться — чуть ниже идет старая дорога, на которой очень часто гибли водители. Мы проезжаем же спокойно, с ветерком.
Однако «Заячья петля» все еще старая. Перед ней стоят все предупреждающие знаки, какие только могут быть. Очень хотелось это запечатлеть, но все это неожиданно вырисовывается, а останавливаться там совсем не хочется. Узкая дорога в одну колею с небольшими кармашками в некоторых местах тянется вдоль сопки, делает огромную петлю и почти возвращается к своему началу. Двигаясь по ней туда мы встретили два большегруза. Очень красивое место и очень неприятное в плане передвижения. На склоне сопки и у реки видны старые машины. У самого въезда стоит памятник погибшему водителю. К счастью для нас все обошлось и мы вскоре доехали до отворота на старую колымскую трассу. Это в районе поселка Кюбюме. Самого поселка уже нет, стоят полностью опустошенные дома с зияющими дырами окон. Старая колымская трасса или «дорога костей» — так ее называют из-за множества погибших тут каторжных людей при строительстве этой дороги. Сейчас это тихая лесная дорога. Здесь транспорт ходит уже намного реже. Но этот путь еще ведет к поселку Оймякон — известному полюсу холода.
На этой трассе есть смытые мосты и приходится переправляться через реку. На первой небольшой переправе стоял большегруз. Он уж больно глубоко взял и застрял. Мы же чуть ниже спокойно проехали. Помочь ему мы были не в состоянии, очень он большой. Связи тут не было. От продуктов водители отказались. Мы отправились дальше. Чуть позже на втором броде увидели застрявший микроавтобус. Он вез детей из детского дома в Якутск для последующего их вылета в Сочи по какой-то там социальной программе. Мы помогаем им выехать. Они очень обрадовались и мы тоже, что смогли быть полезны
Так вот мы собственно и добрались до конечного пункта нашего авто путешествия пока в одну сторону — до моста через реку Агаякан. Теперь нам предстояло пойти пешком вдоль реки Агаякан.
Вечером ставили палатку в дождь на полянке, где росло очень много грибов, где был рой комаров и прекрасная радуга сразу после грозы.