Выехав из Кристиансунда, начались так всем изрядно поднадоевшие туннели. Выскочив из одного, мы увидели красоту, висячий мост. Мы проехали по нему, продолжая восторженно озираться, пытаясь фотографировать на ходу. За ажиотажем созданным мостом мы мирно свернули направо и продолжили ехать по обычной с идеальным асфальтом норвежской дороге. Навигатор предлагает развернуться… Ку-да? Продолжаем двигаться вперед. Параллельно соображая, куда может предлагать свернуть навигатор. Так останавливаемся, всё-таки он показывает, что мы едем не туда. Блин, наверное, мы не туда свернули… но где был нужный поворот? мы полтора километра проехали от моста.Разворачиваемся. Подъезжаем снова к мосту, уже нет той радости навигатор настаивает, что мы должны ехать на него. Какие варианты? Поехали! Но там милые норвежские женщины, которые снова захотят наши кроны и зачем мы им платили, за то чтобы прокатится по мосту, нет за то чтобы проехать по туннелю... да? Но где же всё-таки поворот, до этих милых женщин или после? Подъехав к КПП, мы объяснили вновь улыбающейся норвежке, держа в руках чеки об оплате проезда, что мы были тут минут 15 назад и нам не надо было на мост, а нам надо воооон туда — направо, теперь мы видели эту своротку. И нас пропустили, при этом она рассказала еще сосед-кам, что мы не туда поехали, но заплатили мы всё-таки не зря, развязка выполнена так что объехать КПП не будет никакой возможности. До Оппдала доехали без приключений. По дороге перед поиском кемпинга заехали в магазин и на одном из прилавков наткнулись на вожделенный Гравлакс — маринованная рыба семга или лосось.Историческая справка. Гравлакс начали делать скандинавские рыбаки еще в средние века!! Тогда они натирали рыбу солью и закапывали ее в песке, она не только солилась, но еще и ферментировалась. В переводе со Скандинавского grav это могила или яма в земле, lax это лосось, получается Gravlax это рыба, закопанная в земле. Да простят меня норвежцы, после того как мы открыли вакуумный пакет с этой рыбой, желание у всех было закопать эту рыбу и поскорей. Запах был убойный. Мы выбирали смельчака, кто будет пробовать, мне кажется, это был я. Но на вкус так ничего, а к запаху быстро привыкаешь. Ну сладенькая, ну с укропом. А так есть можно, да еще сколько хочется, всё равно ажиотажа не наблюдается. Кемпинг, который мы нашли, приютил нас сразу, никого уговаривать не пришлось и искать. Запомнился сильным ветром. Было даже немного жутко, хотели поужинать на веранде, но поняли, что быстро околеем. А через несколько часов ветер стих сам собой и воцарилась еще более пугающая тишина.
ЛИЛЛИХАММЕР Сегодня последний полный день в Норвегии, завтра самолет в Мадрид. Вчерашним вечером, поедая Гравлакс под норвежское пиво, читали путеводители по Мадриду. Уже ничего не запоминается. Впечатлений воз и маленькая тележка, а сколько еще впереди. Утром позавтракав, не найдя желающих доесть рыбу, с хохотом отправили ее…, нет не в желудок, в мусор, прибрались в домике, сдали ключи и поехали в Лиллехаммер.От Оппдала до Лиллехамера предстояло преодолеть 240 км. Решено было сделать это не останавливаясь, только если на несколько минут, чтобы размять затекавшие от сидения, хоть и в комфортном, но всё таки автомобиле, ноги и попы. Лиллехаммер, кто в нашей стране может не знать этот норвежский город, он врезался в сознание так же четко, как и норвежский гражданин Бьёрндален. Я рос на названиях столиц олимпиад, в детстве и юности помнил каждый год, город и страну из тех которые удалось смотреть самому. В 16 лет смотря трансляцию закрытия игр в Атланте, я знал, что в 2000 обязательно уже буду взрослым и обязательно полечу на Олимпиаду в Сидней. Ну не трудно догадаться, что этой мечте пока не удалось осуществиться. Только спустя шесть лет оказались в Австралии и в Сиднее. Спустя годы, олимпийские объекты нашей семьей приветствуются к посещению и по возможности включаются в культурную программу. Норвежцы и тут показались минималистами, либо прошло много лет и всё подрастерялось. За центральным сооружением, в котором распола-гается музей олимпиады и каток, находятся трамплины, фуникулер наверх, сувенирный магазинчик и факел с когда-то горевшим в нем олимпийским огнем. Вот, впрочем, и всё из обнаруженного! Не густо, прямо сказать. От подножия трамплинов открывается отличный вид. Сам город дорожит своим олимпийским прошлым.Спустившись от трамплина, поехали в центр города. На часах была половина третьего, неплохо было бы пообедать, что-то мы сегодня припозднились. Почти сразу был обнаружен интересный ре-сторанчик. Своей террасой выходивший на канал какого-то водоема. Привлекательный вид. Интерьер террасы тоже был мил изголодавшемуся глазу. Нам принесли меню, по-норвежски оно было скромным, но каждому нашлось блюдо по вкусу. Подошедшему официанту, мы стали делать заказ, но сразу были остановлены — кормить они будут только в 15 часов. Ок, мы согласны, — глянув на часы и обнаружив там 14.45, продолжили читать названия из меню. Официант поспешил объяснить, что он примет заказ только когда на часах будет 15 часов. Что за люди? Мы готовы были, сделав заказ ти-хонечко посидеть, подождать, когда его приготовят, но у нас и его не берут, а сидеть здесь 15 минут смотреть друг на друга и ждать… нет уж, пойдемте, пробежимся по окрестности, может есть кто полояльней к оголодавшим туристам, если альтернатива не будет найдена мы сюда вернемся. К нашему приятному удивлению альтернатива нашлась быстро, итальянский ресторан был более лоялен и работал во всю, плотно наполненный народом. Где будем ночевать? Хотели перед Осло… А может, успеем до него доехать? Да ну, зачем? А завтра что будем делать? Завтра из кемпинга доедем до Осло быстро посмотрим, сдадим машину и поедем в аэропорт… Нет, давайте всё- таки попробуем сегодня в Осло доехать, там есть кемпинги? Кемпинги? Да есть парочка на нашей карте… Таким диалогом-размышлением сопровождался наш путь к Осло.
В тот момент какой-то здравый смысл, чутьё, а может природная спешка одного из нас привела к правильному решению, не откладывать и ехать сегодня в сам город и уже на месте отдыхать, сдав с утра машину, прогуливаясь по городу, до момента, когда нужно будет ехать в аэропорт. На подъездах к городу почувствовался совсем другой ритм, дороги шире, машин значительно больше, они едут бодрее, а не тащатся со скоростью 80 км/час. Постоянно приходится ехать по платным участкам. Ага! Кто соскучился по пробкам? А по транспортным развязкам? Не туда поехали? Ничего, сейчас покрутимся и выедем на свой участок. В поисках кемпинга мы не мало покрути-лись, сначала по большим улицам, потом по маленьким жилым улочкам. Навигатор нам не помог, найти кемпинг удалось по указателям, ведущим к нему. Кемпинг если я ничего не путаю назывался Bogstad весьма нескромной ценой. Заплатили 1 500 NOK (норвежских крон) за домик, который ранее удавалось снять за 600. Правда не нужно было убирать его с утра, это уже входило в стоимость. Ну да ладно. Быстро покидав вещи, переодевшись из походного в слегка городское, мы двинулись в центр Осло, к парку Вигеланда. Очень было любопытно посмотреть все эти скульптуры, которые вызывают разные отзывы, от непонимания и неприязни до удивления и восхищения творением. Посещение этого парка не может оказаться не-замеченным, на фоне общей безликости общества, которая никак не проявляется простому туристу, здесь страна являет свою другую сторону, какой-то гротеск и выворачивание наизнанку человеческого существа, показывающим в невероятном количестве ее застывшую в камне плоть. Очень странно, непонятно, мистично, жутко, да всё что угодно и в итоге, на мой вкус, красиво.Историческая справка. Парк скульптур Вигеланда — один из парков в Осло, расположенный на западе города, в районе Фрогнер. Сам парк Вигеланда является частью большого парка Фрогнер. Скульптурная композиция — кольцо из тел. Наиболее известный парк в Норвегии создан скульптором Густавом Вигеландом в 1907—1942 гг. Скульптор не дожил лишь год до его завершения. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих бо-гатейшую гамму человеческих отношений. Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие ком-позиции достаточно сложными для восприятия. Монументально. Погода великолепна, тепло, солнце на закате, вокруг очень много людей. Стоит легкий гомон. Народ фотографируется, лазая и подстраиваясь к обнаженным фигурам, кто-то смело и откровенно, кто-то скромно. В скульптурах — стар и млад, бабушки дедушки, дети, внуки, мужчины, женщины. Драки, любовь, страсть, обида, одиночество, смерть, страх, грусть, потеря, сила, битва… ассоциации идут, сменяя одна другую, нет одной линии, жизнь многолика и одновременна…
Последний день в Норвегии, дневной самолет в Мадрид, в планах собраться, по пути выбросив скарб не нужный для дальнейшего пути и который не жалко, сдать автомобиль, пообедать в центре города, с видом на что-нибудь красивое и отправиться в аэропорт. Первая часть была реализована без запинки и даже, наверное, слишком хорошо, в мусорную корзину пошли путеводители, банки, склянки, каши, крупы и прочее. Всё?! Все готовы! Ну с богом! Сначала на вокзал, кинем там вещи в камеру хранения, поезд в аэропорт Rygge отправляется оттуда. Город перекопан, навигатор об этом не знает, не сразу, но подъезжаем и оказываемся в фойе вокзала. Смотрим расписание, поезда ходят каждые полчаса, прекрасно. Находим камеру хранения, толкаем все рюкзаки туда, оставляя только рюкзаки, конечно зачем нам лишняя поклажа. Еще дома, выбрав пункт проката, из имеющихся по поиску в городе Осло, мы исключили аэропорт Гардермоен, считая глупым возвращаться обратно, если потом путь наш лежит в другой аэропорт. Вбили в навигатор место сдачи машины, взяв его координаты где-то в интернете. Сев в машину, мы, доверившись навигатору, поехали сдавать авто. День был будний, машин много, город весь перекопан, видимо у них деньги на ремонт выделяют не как у нас — осенью. Не ведая беды, навигатор приводит нас к заправке, паркуемся, вывески Европкар нет и в помине. Заглядываем в навигатор, в нем предательски светится значок EUROPCAR. Что за наваждение? Где вы взяли этот адрес? Где-то в интернете? Блин! Где договор на машину? В бардачке… Так… сдаем машину в Рислоке (простите я не помню, как это писалось в оригинале) … мы сейчас где? Откуда мы знаем… Где буклет Европкара… В рюкзаке! Доставай! Рюкзак в камере хранения! Черт! Зачем буклет там? Я достал его из кучи мусора, вы его выбросили… Ладно, проехали… Девчонки, сходите спросите на заправке, куда ехать…Продавцы на заправке после того как мы объяснили, что нам нужно сдать машину в Рислоке, нарисовали небольшую схемку как проехать. Довольные и немного успокоившиеся мы вернулись в машину, поехали, мы знаем куда. Проехав пару кварталов, уверенность развеялась, как будто и не было. Мой топографический кретинизм в этот момент был в самой острой форме, право, лево, я вообще не понимала, куда мы едем. Может в Гардермоен? Туда ехать только 40 минут, а потом обратно, нет, ищем дальше. Упираемся в прокатную контору Херц, идем в их офис, ну должны же они знать где сидят их конкуренты, ну на крайний случай у них есть интернет. Дяденьки за стойкой устроили консилиум, куда-то звонили, смотрели, но результатов это не приносило. Потом махнули в сторону высокого здания, сказав, что ТАМ. К зданию мы выехать не смогли, кружились по развязкам, но только удалялись, а потом и вовсе потеряли из вида… Может в Гардермоен? Время тем самым убегало, про запланированный обед уже не шло время, никто не вспоминал, того момента, что даже если сейчас мы сдадим машину, никто не знает, как отсюда добираться до вокзала... до самолета оставалось около 4х часов, не густо. Решили снова вернуться к заправке, и теперь парни пойдут спрашивать куда ехать… Параллельно нашли номер телефона на договоре и посадили одну из нас дозваниваться, это оказалось не просто. На договоре было два номера, городской и мобильный. С какой-то попытки, мобильный ответил, на другом конце оказался мужчина, который был не в теме или не хотел в ней быть. На вопрос — нам нужно сдать машину в Рислоке, не могли бы вы подсказать точный адрес, чтобы мы нашли, он отвечал что-то типа, звоните на городской номер. Объяснения о том, что городской не отвечает, не меняли ситуации и он просил продолжать дозвон. Мы продолжали… Вернувшись к заправке, уточнив схемку, нарисованную продавцами, снова двинулись на очередной круг… Может в Гардермоен? Вот если сейчас не найдем, то подумаем! Новый круг не принес ничего хорошо, опять те же улицы и вконец мы уперлись в огромную пробку, которая просто не двигалась, не имея ни-какой уверенности что мы стоим вообще туда куда надо, попытались покрутится еще, найдя обходной путь. Наконец-то кто-то взял трубку в офисе Европкара — обрисовали ситуацию — что нам нужно сдать машину в Рислоке, что мы не можем ее найти, не могли бы вы нам сказать точный адрес? Езжайте сдавать в Гардермоен! Но мы хотели в городе. Извините ничем не можем помочь, приезжайте в Гардермоен! Может в Гардермоен? Есть кто против чтобы ехать в аэропорт?.. — Нет, нет И мы поехали, поехали очень быстро, по автостраде, идущей в аэропорт, мы уже ехали со скоростью 140 км/час. И это после езды 50—80км в течение нескольких дней. Остается чуть более 2х часов до вылета… Просчитав время, мы вычисляем последнюю электричку, которая нам подходит, она отправляется с центрального вокзала в 14.30, если мы к ней не успеваем, то надо брать такси, самолет улетал в 15.45. Припарковав машину где брали, хватаем вещи и бежим в офис Европкара. Подбегаем к девушке на стойке, протягиваем ключи и ждем, когда она или кто-то пойдут смотреть машину. Но это не происходит. Вы не будете осматривать машину?.. А что что-то случилось? Нет! Вот именно мы и хотим, чтобы вы приняли от нас машину в идеальном состоянии! Мы потом ее посмотрим. Спасибо, до свидания! Что за люди, всё на доверии. Ну в общем-то мы опаздываем, побежали. Находим аэроэкспресс, отправляется каждые 15 минут. Билеты можно купить в автоматах, к ним небольшие очереди. Местных денег у нас нет. Подхожу к автомату сую карту, пытаюсь купить два билета, но не нахожу опции, покупаю билет себе. Пытаюсь купить второй билет, с той же карты не дает. Достаем вторую карту и покупаем билет, опять только 1. Вторая пара — супруг покупает 1 билет, а супруги карточка оказывается не чиповая и ВСЁ! Опять легкий приступ паники. Вторые карты повторно не проходят. Уже не надеясь не на что, вставляю свою, и о чудо, автомат выплевывает билет, спасибо Сбербанк! Бегом!!!… Ворвались в поезд, переспросили пассажиров, доедем ли до центрального вокзала, упали в кресла, уф, вроде успеваем. На вокзале решили разделится, мужчины за рюкзаками, девчонки покупать билеты. До отправления 15 минут. Здесь уже автоматы более дружелюбные и продают билеты пачками. Рюкзаки в одних руках, билеты в других, вваливаемся в поезд. Теперь можно успокоится, но еще страшновато представить, что всё хорошо кончилось, еще не верится… На самом деле резервных вариантов не было, только полет домой. Самолеты в Мадрид летали через день, и следующий был, тогда, когда он никому не был уже нужен, тем более из Мадрида на следующий день уходил ночной поезд в Лиссабон, билеты на который лежали у нас в багаже. Проехав более получаса, поезд остановился на тихом полустанке города Мосс. Пассажиров ожидал автобус, который бесплатно доставлял их к зданию аэровокзала. Через 7 минут мы были на месте. Первое что мы увидели, войдя в здание, это была вывеска с названиями прокатных контор и посреди списка красовалась зеленная вожделенная надпись EUROPCAR. Мы прыснули от хохота и одновременно пытались возмутиться. Только дома мы выяснили, что когда я бронировал автомобиль, то искал прокатные контры в городе Осло, a RYGGE хоть и значился на сайте Raynair одним из аэропортов города Осло, у всех остальных был аэропортом города Мосс. Взвешивание и утрамбовывание рюкзаков под оплаченный норматив, досмотр, очередь и ожидание посадки в самолет и вот теперь уже, можно отпустить эмоции и понять, что все страхи позади и мы движемся как запланировали, но это уже другая история. До свидания Норвегия! Мы влюблены! Мы вернемся…