Сикстинская капелла.
Если вы там уже бывали, предлагаю вспомнить и может быть осознать по другому. Если же не были, сохраняйте, как путеводитель.
Посещение Ватикана можно представить без чего угодно, но только не без посещения Сикстинской капеллы. Чаще всего именно в ней мы сталкиваемся с основной толпой народа, которая медленно топчется по периметру, задрав голову вверх на знаменитый потолок или гладя на стену с изображением Страшного суда. Чтобы ваше пребывание в этом прекрасном, но очень людном месте прошло более осмысленно, расскажу интересные детали, которые можно рассмотреть.
Начнем с истории. Сикстинская капелла первоначально задумывалась как крепость во времена правления папы Сикста IV от которого и получила свое название.
Снаружи это малопримечательное здание, с не очень качественной конструкцией. Собственно снаружи его мало кто видит и еще меньше людей могут идентифицировать. Строилась капелла по образу Храма Соломона из Ветхого Завета и в точности повторяет его размеры. Создал ее в 1473 году Джованинно де Дольчи на месте существовавшей ранее Большой (Великой) капеллы. При раскопках выяснилось, что сохранилось даже место алтаря, да и сами остатки Старой капеллы. На момент строительства старая капелла лежала в руинах из за оседания почвы.
Изначально капелла выглядела совсем не так, какой мы ее видим сегодня. Алтарная стена еще не знала кисти Микеланджело и была отдана под первые две из серии 16 парных фресок, показывающий сцены из Ветхого и Нового завета. Первыми были соответственно «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово». Потолок тоже был без своего шедевра о сотворении мира и являл собой синий свод с голубыми звездами.
Прежде чем задирать голову и смотреть вместе со всеми на потолок, обратите внимание на пол. Эта мозаика носит название Косматеско, складывается из трех цветов мрамора и повторяет цвета флага современной Италии. Вы в курсе, что означают цвета итальянского флага? Теперь точно знаете:
Мрамор зеленого цвета в это время в Италию не завозили, так что часть мрамора из добыта из гробниц, домов и прочего «вторсырья». В отличии от Сан Витале в Ровенне и Шатрского собора, в которых на полах выложены лабиринты, тут просто красиво. Ну и ладно, все равно протолкаться по такому лабиринту в такой толпе шансов бы ни у кого не было.
Далее начинаем рассматривать стены. Пробивайтесь поближе к Страшному суду, но он пока не нужен, им, как мы все помним, мир планирует закончится, вот и давайте сначала посмотрим, что в этом мире хорошего а потом уже начнем рассматривать его финал. Далее придется двигаться зигзагом, огибая задравших головы людей.
Нижняя часть стен не декорирована, а завешена тканью. Сюда вывешивались гобелены. Те самые гобелены по рисункам Рафаэля, которые из за короновируса почти никто успел посмотреть. Вот никогда не думала, что буду ТАК хотеть посмотреть на гобелены…Нда.
Вот такие гобелены:
А давайте представим, что мы на них смотрим…
Все остальное вы точно увидите. Ибо фрески — это «постоянная экспозиция» неотделимая от стен. Стены расписывали самые знаменитые художники того времени. Великие флорентийцы: Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуждино и Россели. Их пригласили всех скопом и заставили работать вместе в одном помещении, что было очень нехарактерно для искусства того периода. Ребятам пришлось договариваться не только об общей линии горизонта, но и о цветах одежды центральных персонажей, чтобы зрителям было понятно кто есть кто в этом сериале. Изначально фресок было 16, до нас дошло 12. Две первые, кисти Перуджино закрасил Микеланджело, две последние «Спор о теле Моисеевом» и «Воскресение» были утрачены в 1522 и заново переписаны малоизвестными художниками.
Все фрески парные, описывают похожие события из жизни Моисея-южная стена, и Иисуса-северная стена. Поэтому и смотреть их лучше парами. По задумке заказчиков-теологов, в процессе просмотра, у вас должно сложиться ощущения перехода от тьмы и кровавости ветхозаветного мира, к свету спасению мира новозаветного.
Моисей на фресках узнаваем по желто-зеленой хламиде, Иисус полуголый или в красно-синей одежде. Так что, даже не зная библейских историй, и не имея компаса, вы вполне легко сориентируетесь где какая стена.
Что ищем? Ищем противопоставление. Например вот первая пара:
Перуджино. Путешествие Моисея в Египет.
Что видим? В правом углу Моисей ( в желто зеленом) наблюдает за обрезанием сына. Обрезание — кровавая процедура и одновременно жертва Богу. Самое дорогое отдают, хоть и кусочек. Больно, как минимум.
На противоположной стене:
Тот же Перуджино. Крещение Христа.
Водичка, безболезненно, чисто. Никаких лишних кровавых жертв и сплошная пастораль.
Гоним из головы воспоминания о крещении Руси и прочие чудеса инквизиции. Основной принцип вы же поняли, да? Кровь -вода. Насилие-просвещение. От света к тьме. У вас еще пять пар и не наступите на разглядывающих потолок.
Повторяя зигзагообразный полет летучей мыши, вы доберетесь почти до выхода, ибо последние две фрески этого цикла располагаются на стене над выходом. В 1522 году эта стена рухнула и фрески «Воскресение» Гирландайо и «Спора над телом Моисеевым» были уничтожены и позднее переписаны малоизвестными художниками.
Чтобы ничего не пропустить:
На этом месте вам надо застыть аки соляной столб, решительно повернуться к выходу задом и, прежде чем задрать голову на потолок, окинуть капеллу взглядом. Вот теперь вы стоите правильно. Это вход. Именно так задумывалась капелла и священнослужители в нее заходят тоже с этой стороны, а не как мы, туристы из боковой двери у алтаря.
Теперь у нас есть выбор: протолкаться обратно к Страшному суду и начать смотреть потолок от начала времен или пойти в обратной хронологии. Если вы человек верующий, то вам в начало наверное. И да хранит вас ваша вера, чтоб вас не вытолкали из капеллы . Если вы больше про искусство, то задирайте голову и вперед. Микеланджело тоже писал отсюда. С конца, с последней сцены « Опьянение Ноя».
Пока приноравливаетесь к положению головы и тела, опять немного истории. Изначально, как я уже писала, потолок был просто синий в золотых звездах. Это тоже считалось очень даже красиво. Пока в 1504 году рядом с капеллой не решили проложить трубы произвести раскопки. Собор Святого Петра решали построить. В результате этих действий, потолок капеллы пошел трещинами, а южная стена и вовсе накренилась. Росписи сводов были безнадежно испорчены. Мир он особо же не меняется, да? Возникла потребность у папы Юлия II сделать реконструкцию. Папа Юлий очен любил военные походы и вообще мнил себя полководцем и человеком широких взглядов. И захотелось ему размаха и величия. Хотя, судя по тому, как его изображали художники ( справа фрагмент фрески из Сикстинской капеллы) то он был скорее милым мыслителем.
Микеланджело в это время ваял ему гробницу. И с гробницей как то не складывалось. У них с папой вообще отношения были бурные и противоречивые. Итальянские. В итоге очередного грандиозного скандала, скульптору Микеланджело папа предложил, вместо строительства гробницы, расписать потолок капеллы. «Я вообще то скульптор…» как Капитан Очевидность , по легенде, сказал папе Буанарротти и …подписал договор на роспись. Кто кому так решил насолить неизвестно, но в 1508 году Микеланджело приступает к работе.
Сразу же возникает проблема. Часовня то действующая. Процесс рисования фресок — процесс глобальный и долгий. Ну это как делать ремонт на кухне в квартире, в которой вы живете.
В итоге Микеланджело проявляет чудо архитектурной мысли и конструирует « летящие леса», конструкцию которых и по сей день используют реставраторы. И снизу еще и экраном из мешковины прикрывает, чтоб конклаву штукатурка на головы не сыпалась и краска не капала.
Когда у вас затечет голова от рассматривания потолка Сикстинской капеллы, вспоминайте художника, который провел в этом положении долгие четыре года. Он получил артрит, сколиоз и постоянную инфекцию ушей от краски и сырости, а мы с вами возможность наблюдать чудо сотворения мира.
Папа Юлий был относительно скромен в своих желаниях. Вместо голубого неба он хотела всего навсего изображения 12 апостолов.
Но Микеланджело справедливо рассудил, что ради этого не стоило переучиваться на монументальную живопись и настоял на более живописном проекте. В итоге потолок украшают 57 фресок.
Они сгруппированы по типу триптиха и от входа/выхода до алтарной стены иллюстрируют Книгу Бытия- от сотворения мира до Всемирного потопа. Центральные эпизоды рассказывают об основных событиях, боковые дополняют рассказ.
Учитывая еще и 12 фигур сивилл и ветхозаветных пророков возникает справедливый вопрос: «что эти люди здесь делают?», в католическом то храме? А вот что. В ту пору гремел ренессанс. Все греческое было в моде и папа Юлий, доказав, что он не зря числится человеком широких взглядов, быстро для себя решил, что сивиллы предсказывали приход Христа и вообще они полуобнаженные женщины , а это красиво. Ну а пророки им в пару. « Каждой твари…» как говориться…
На потолке вы можете наблюдать интересный эффект экономии краски. Дело в том, что за краску по контракту платил сам Микеланджело. А самой дорогой краской того времени, помимо позолоты была ляпис-лазурь. И все бы ничего, да каноническое изображение Бога предполагало синее одеяние. Ну и желательно золотой нимб. У Микеланджело же Бог отец одет в нежно розовые одежды. Ибо вот. «Он художник, он так видит». Так и сказал Буанарротти по другой легенде папе Юлию, который посетовал на то что потолок де смотрится «бедновато».
Сотворение светил. Бог в розовом под стать чьей то ангельской попе.
Микеланджело работал с потолком от конца к началу.
Итого у нас три часть.
Создание Небес и Земли. смотри картинку выше. Адам и ЕваЯ не очень хорошо знаю библийские истории и лично мой феминистический ум очень позабавило центральное изобраежение. Вопреки логике, это не знаменитое сотворение Адама с его « касанием пальцами»,
а вовсе даже и «Сотворение Евы»( прошу обратить внимание на одеяние Бога, как на пример экономии краски:))
И кто его знает отчего оно так. Ведь по хронологии должно быть ровно наоборот.
Ну правда, видимо чтобы женщины сильно то не возгордились, тут же змей с первичными женскими признаками…Хотя Ева тут, на мой вкус, виновата вообще не больше Адама. Ее то хоть искушают, а Адам вот сам дерево обрывает, только треск стоит.
А да, кстати о « пальчиках». Знаменитое «касание» , не принадлежит кисти Микеланджело. При очередных строительных работах, капелла опять «поплыла» и на этом месте образовалась внушительная трещина. Так что это место принадлежит кисти совсем друго художника-реставратора.Хотя и не становится от этого менее прекрасным.
3. История Ноя. Историю Ноя я знаю очень смутно. В основном по фильмам. До этого места я еще не дочитала. Поэтому просто картинки.
Тут, если вы шли по ходу истории, вам опять надо повернуться и двинуться в строну алтаря, чтобы заняться разглядываем еще одного шедевра Микеланджело «Страшный суд». Но с большой вероятностью толпа начнет вас выносить прочь из зала. И если это вдруг произойдет держитесь правее. И постарайтесь, «хоть ужиком, хоть ежиком» выйти в правые двери из капеллы. Потому как таким образом вы сразу попадете в Собор св. Перта, минуя все очереди. Лучше всего пристройтесь за какой нибудь группой и шагайте смело, там не проверяют. Мы вот например пристроились за китайской группой ( выбора особо не было), но даже это вполне себе сошло:)) А про Страшный суд я в другой статье расскажу.