Катманду
После завтрака, не мудрствуя лукаво, отправился в сторону исторического центра.
После завтрака, не мудрствуя лукаво, отправился в сторону исторического центра. Моей первоочередной целью была намечена самая посещаемая достопримечательность Катманду – Площадь Дурбар. В конце XVI века на ее территории был возведен храм, который своим именем и дал название столице. Как говорит предание, легендарное строение возводилось без применения железных гвоздей, а необходимую для строительства древесину древние зодчие получили из ствола одного дерева.
Пробираясь к площади по хитросплетенным переулкам Катманду, город мне показался своего рода вьетнамским Ханоем. Такие же тесные улицы, налепленные друг на друга этажи жилых домов без соблюдения единого архитектурного стиля, небольшие торговые лавки без ценников на товары, крикливые рынки под открытым небом с разными запахами, колоритного вида жители, грязь и мусор под ногами. Усиливало общую схожесть двух городов и беспорядочное движение транспорта.
Но чем больше я бродил по непальской столице, тем более убеждался, что Катманду трудно перепутать с другим азиатским городом. Что-то уникальное и слабо уловимое придавало Катманду собственный образ.
Такой одной из его отличительных особенностей стала религиозная составляющая. В Непале за долгую общую историю прошлых веков индуизм и буддизм плотно переплелись друг с другом. Поэтому, не смотря на существенные различия в вероучениях, в Катманду культовые сооружения двух религий часто возведены по соседству бок о бок, а приверженцы их конфессий признают и почитают традиции друг друга. По началу наличие рядом с буддийскими святынями статуй индийских богов и одинаково благоговейный трепет, выражаемый перед ними сторонниками двух учений, даже обескураживали.
Что касается самих святилищ, то в Катманду их расположено бесчисленное количество. И дело не столько в храмах, пагодах или целых комплексах, занимающих значительные пространственные территории. Скромных размеров молельни, всевозможные алтари, отдельные монументы, оформленные в стенах ниши с ритуальными жертвенными подношениями встречались практически везде. Культовые сооружения оказывались даже на проезжей части автодорог. При этом, водители машин и мотоциклов, не взирая на плотное движение транспорта, совершенно спокойно объезжали верующих, совершающих церемонии.
Но, несомненно, визитной карточкой Непальской столицы уверенно можно назвать банальную пыль, и спасения от нее в сухой сезон не существует. Мелкие частицы покрывают все вокруг толстым слоем серого цвета: автотранспорт, крыши и стены домов, окна, витрины магазинов и прилавки с разложенным товаром. Как и в Ханое или Хошимине, в Катманду широко распространено применение медицинских масок на лицах. Но, если вьетнамцы с их помощью избегают попадания солнечных лучей или защищаются от выхлопных газов, то столичные жители Непала с помощью простейших респираторов оберегают свои легкие от запыленного воздуха.
Ловко уворачиваясь от снующих «под ногами» велорикш и мопедов, я оказался на Площади Дурбар. Площадь еще называют Королевской из-за расположенного на ней Королевского Дворца. Когда-то за его стенами проводились церемонии возложения корон на головы будущих венценосцев, в залах проходили торжественные официальные мероприятия, а из кабинетов царедворцы управляли страной. Сейчас же двери эпического чертога открыты для всех желающих, а его палаты заняты музейной выставкой.
Помимо Дворца площадь привлекает внимание туристов плотной храмовой застройкой. При этом, каждое культовое строение посвящено конкретному индуистскому божеству.
В индийской религии три основных бога. Но их аватаров, иными словами воплощений и сущностей, бытует громадное количество. Попасть впросак, восхваляя Шиву в святилище Вишну, неподготовленному адепту проще простого. Я, например, совершенно не ориентируюсь в индуистском божественном пантеоне. И, откровенно говоря, не всегда способен отличить Брахму от первых двух. Лишь Ганешу могу легко опознать в любой изображённой форме без малейших сомнений и колебаний. Надёжной и верной подсказкой для правильного выбора служит необычная внешность божества. Историй, почему у Ганеши появилась голова слона, существует несколько. Но наиболее занятной, на мой взгляд, является следующая. Она же дает весьма четкое понимание, что индийские боги бывают весьма жестокими и кровожадными, человеческие страсти им не чужды и миндальничать с непокорными совсем не в их вкусе. А уж, если и вовсе, разозлив индуистское божество, выпустить его скверный характер наружу, то закрыть этот ящик Пандоры будет весьма сложно.
У Шивы и его супруги Парвати был сын, весьма хорошенький и миловидный малыш. И как-то раз, пока Шива занимался привычным для него разрушением всего и вся ради созидания нового и прекрасного, Парвати решила искупаться. Дабы посторонние глаза не подглядывали за гигиеническими процедурами, божественная дама наказала сыну никого не пускать к ней. Вскоре, причинив очередное добро и нанеся неоценимую пользу Миру, домой вернулся Шива и, попытавшись пройти к жене, встретил сопротивление мальчишки. Воспылав гневом, сакральный отец в лучших традициях Тараса Бульбы оторвал родной кровинушке голову и закинул ее куда-то далеко за пределы Мироздания. Сказать, что Парвати оказалась очень не рада такому развитию событий, значит, солгать. Не известно, какие ультиматумы и угрозы женщина выдвинула благоверному, но только Шива безропотно умчался исполнять волю супруги, чтобы воскресить совместное чадо. Так получилось, что на пути Шивы первым подходящим для пластической хирургии животным оказался слон. Как опытный вивисектор Шива отрезал у несчастной зверюшки необходимую часть тела и приладил ее безголовому сыну. Парвати была удовлетворена, Шива прощен супругой, а Ганеша вместе с головой слона получил мудрость и доброту и стал одним из наиболее популярных божеств.
Помочь освоить многообразие форм и содержаний индуистского пантеона, а также разобраться в особенностях возведенных в ее честь культовых сооружений во избежание возможных недоразумений горит желанием, наверное, каждый третий горожанин. На площади местные жители активно предлагают туристам услуги личного англоговорящего гида. Не факт, что разговорный английский такого помощника окажется четко понятным на слух, но экскурсовод, однозначно, будет стараться донести до своих подопечных скрупулезно все, что знает сам.
Отказавшись от прислужника, я гулял по площади и восхищался архитектурными замыслами древних строителей. Особое удовольствие доставляло изучение деревянных элементов, украшенных ажурной резьбой. Абсолютно любая деталь, выполненная из древесины, будь то кровельная балка, опорный столб, дверь или наличник на окне являла собой замечательной образец декоративно-прикладного искусства. В этом ремесле непальские мастера достигли удивительного уровня профессионализма. А орнаментированные хитрыми узорами детали экстерьеров и интерьеров домов долго служили показателями достатка и богатства их владельцев.
Отдельного внимания заслужил храм с виртуозно исполненной резьбой эротического содержания. Каждый деревянный сантиметр святилища убедительно демонстрировал широкий диапазон возможностей физической любви. Чувственным наслаждениям под священной крышей предавались не только люди, но и звери. При этом, одновременное число участников плотских утех не ограничивалось традиционной парой. Рассматривая запечатленные сцены, можно было только поражаться затейникам-индусам. Ну, или наглядно знакомиться с отдельными представителями азиатской фауны.
Есть на Королевской Площади и кусочек своей Венеции. Непальскую версию площади «Святого Марка» роднит с европейским оригиналом огромное количество голубей. Голубь в Непале почитается за символ мира не только на словах, а потому птиц, не смотря на очевидные следы их пребывания, не отлавливают и с насиженного места не прогоняют. Более того, курлыкающих с удовольствием подкармливают как приезжие, так и местные жители. А дабы пернатые не изнывали в зной от жажды и имели возможность выкупаться, на площади для них установлены даже тазики с водой. Голуби не осознают свой привилегированный статус, но чувствуют себя в безопасности, активно снуют под ногами и совершенно не боятся желающих фотографироваться на их фоне.
Непал сильно пострадал во время землетрясения в 2015 году. И, разумеется, в первую очередь, необратимые последствия коснулись культурного архитектурного наследия. После природной катастрофы почти все древние постройки столицы оказались разрушены до основания или несли на себе визуальные следы повреждений.
Стены многих зданий во избежание обрушений до сих пор подпирались огромными строительными балками, не добавлявшими эстетический вид исторической градозастройке. Отдельные строения находились в стадии активной реконструкции. На месте полностью уничтоженных только строительные леса, задрапированные информационными стендами с фотографиями, напоминали о внешнем облике сооружений до печальных событий трехлетней давности. А вездесущие китайские иероглифы прямо заявляли о «безвозмездной помощи Китая в восстановлении Непала».
Любуясь остатками средневекового зодчества, я оказался у невзрачного на вид дома-колодца из красного кирпича. Две статуи львов охраняли вход во Дворец Королевской Кумари.
Кумари — живое божество в Непале. Непальцы верят в олицетворение в малолетней девочке телесного воплощения богини Таледжу. Хотя Кумари является индуистским божеством, в Непале она также широко почитается и буддистами. До свержения монархии только Королевская Кумари имела право благословлять короля, а ее избрание отличалось весьма хлопотной процедурой. Специально обученные ламы проверяли соответствие кандидаток ряду обязательных требований, среди которых значились определенные внешние данные, голос и родовое происхождение. Астрологи изучали личные гороскопы претенденток на соответствие звездным прогнозам королевской фамилии. Не менее важным фактором при отборе являлось отсутствие на коже конкурсанток шрамов, свидетельствующих об открытых ранах. Дело в том, что согласно поверью Таледжи покидает тело ребенка с первой каплей крови. При этом, причина появления крови не имеет значения: будь то физиологические изменения или просто царапина в результате несчастного случая. Выбранная Кумари ведет строго регламентированный образ жизни, в течение которой к ней относятся как к божеству. После кровоизлияния Кумари уходит на официальную пенсию и начинает обычное житие светского человека.
Встречаться с живыми небожителями мне как-то раньше не доводилось. Поэтому я прошел мимо статуй во внутренний дворик Дворца и, как Ромео, жаждущий счастья лицезреть свою Джульетту, терпеливо ожидал явление непальской богини. Фотографировать земное воплощение божества строжайше запрещается. Разрешается только смотреть и восторгаться ребенком в минуты, когда девочку по расписанию показывают с балкона.
Божественное чадо я увидел. Сильные женские руки приподняли дитя подмышки и явили через перила на глаза простым смертным. Толпа благоговейно ахнула и умилительно зашептала. Непальцы в экзальтированном экстазе стали прикладывать ладони к груди. Внезапно божество бесцеремонно втащили кулем обратно. От подобного фамильярного обращения богиня громко заревела по-человечески. Оказывается, один несознательный турист решил коварно воспользоваться торжественностью момента и, пока все внимание было сосредоточено на Кумари, посягнул на святое, сфотографировав ребенка. Нарушителя божественного спокойствия и установленных правил приличия подвергли общественному порицанию и со всех сторон с удовольствием заклеймили международным позором. Однако девчонку больше не показали.
Население современного Катманду превышает миллион жителей. Увеличение популяции, как и территории города хронологически происходило за счет принудительного присоединения близлежащих населенных пунктов. Патан, получивший после слияния со столицей административный статус района, был одним из таких ранее самостоятельных городов. В него я и отправился, выбравшись с Королевской Площади.
Патан гордо носит еще одно официальное название – Лалитпур, что переводится как «Красивый город». И соответствует он этому высокому титулу в полной мере. Исстари значительную часть проживающих в Лалитпуре составляли мастера различных творческих направлений. Художники, зодчие, музыканты и ремесленники изысканными образцами своей деятельности создавали облик города, в результате, превратив его в центр непальского искусства.
После многолюдной и шумной Площади Дурбар Патан показался гораздо более спокойным и тихим районом, но ничуть не уступал историческому центру многообразием и изяществом памятников архитектуры. А сохранностью храмов, пагод и дворцов «Красивый город» и вовсе намного выигрывал, не смотря на последствия землетрясения.
Помимо общерекомендованных проложенных маршрутов по достопримечательностям, в Патане нужно обязательно бродить по закоулкам и проулкам, не отмеченным в туристических путеводителях. Очень часто узкие улицы приводили к неприглядным с виду домам. И насколько неказисты выглядели их стены, настолько же приковывали взгляд богато декорированные входные двери или окна. Двустворчатые распашные панели сами по себе являлись художественным шедевром. Оставалось только, раскрыв рот от внезапного удивления, поражаться тонкой резьбой хитрых орнаментов и исполненными разнообразными сюжетами. Тупики и непрезентабельные проемы в стенах зачастую впускали в закрытые дворы-колодцы с расположенными внутри древними буддийскими и индуистскими храмами. В таких двориках помимо воли приходилось задерживаться, рассматривая многочисленные аватары индийской божественной триады или разглядывая фигуры сказочных созданий из миров буддизма, утопая в ароматных клубах смолы бдолах.
Смола бдолах, также известная как смола джугул, – благовоние, широко применяемое непальцами при проведении различных церемоний и мероприятий. Смола одноименного кустарника обладает устойчивым душистым ароматом. Окуривание ее дымом не только воздействует на организм человека массой целебных свойств, но и, как считают непальцы, отпугивает злых демонов и нечистых духов.
Побродив по пустеющим улицам Патана до позднего вечера, я вернулся в Тамель. Начало нового дня я решил провести на обзорной площадке с панорамным видом столицы, для чего завёл будильник на предрассветный час. Храм Сваямбунатх, расположенный на высоком холме, как нельзя лучше подходил для осуществления задуманного плана.