Новозаполярный: жизнь за полярным кругом. Часть 1
Отчёт о посещении Газпромовского вахтового посёлка Новозаполярный, находящегося в 20-ти километрах севернее Полярного круга.
Путешествие по Русскому Северу нельзя было бы назвать на 100% удавшимся без посещения Заполярья — да, формально севером уже считаются и Сургут, и Нижневартовск, но настоящий дух севера появляется только там, до куда ещё не добрались сетевые супермаркеты; там, куда спокойно добраться можно только зимой, потому что летом все дороги превращаются в болота; там, где города и посёлки создают только для того, чтобы обслуживать огромные месторождения.
Новозаполярный — один из таких посёлков. Он вырос одновременно с разработкой Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения, которое запустили в эксплуатацию в 2001 году.
Осуществляет добычу нефти и газа из Северных недр на этой территории ООО «Газпром добыча Ямбург» — дочерняя компания Газпрома. Ямбург, кстати — это крупный вахтовый посёлок (5-6 тыс. человек), до которого проложена круглогодичная дорога (есть посёлки и севернее, но в них уже можно попасть только по зимникам или на вертолёте). Я даже думал сначала ехать именно туда, но оказалось, что свободного доступа в Ямбург нет — газовики поставили на всех дорогах посты, через которые пускают только при наличии заранее оформленного пропуска. Мне бы просто так никто такой пропуск не выдал, а заморачиваться с оформлением (или незаконным проникновением) было лень, поэтому идея с посещением Ямбурга была отклонена.
По Русскому Северу мне довелось путешествовать в конце марта — в то время, когда здесь отмечают один из главных праздников Севера — день Оленевода. И встретить это праздник я решил не где-нибудь, а в самом северном посёлке ЯНАО, до которого проложена дорога и можно без проблем добраться автостопом — в посёлке Тазовский (135 км за полярным кругом).
По пути к нему мне неожиданно и встретился Новозаполярный. Точнее я знал, что такой населенный пункт будет по пути, но я был не в курсе, что это именно вахтовый посёлок.
А понял я это тогда, когда мы с подвозившим меня водителем фуры подъехали к КПП, через которое пропускали только проверив документы. Очередь из фур стояла приличная и я решил не терять времени и двинуть за кордон своим ходом, предварительно показав паспорт здешнему жандарму и владыке шлагбаума, но тот сказал, что пешком тут ходить не положено, так как дорога до Тазовского ведомственная и пускают по ней только местных на личных машинах или машины частных компаний — всем остальным нужен подписанный путевой лист (хотя скорее всего это бред, думаю сюда можно без проблем заехать на личной машине из любого региона страны). Оказывается эту дорогу проложил Газпром, чтобы соединить с большой землёй сеть своих месторождений, но так как местные жители появились тут намного раньше Газпрома, то и режим тут не закрытый, как в Ямбурге и машины сюда пропускают, хотя и с проверкой документов.Пришлось вернуться в фуру, дождаться очереди и проехать КПП внутри неё. Владыка шлагбаума, кстати, сказал, что гулять по посёлку мне тоже не положено и я должен без остановок ехать в Тазовский.
Ну-ну, подумал я — если в посёлке будет охрана, то пусть они меня оттуда и выдворяют, но верилось в её наличие с трудом. Водитель фуры подтвердил мои догадки об отсутствии охраны в посёлке и рассказал о том, что где-то внутри есть отделение Сбербанка, которое я могу «искть», если кто-то решит спросить, что я тут делаю.
«Отличный отмазка»: подумал я и двинулся к заезду в посёлок. На входе меня встречала вот такая арка из труб — по которой день и ночь течёт либо «чёрная кровь», либо «голубое золото» Севера.
За аркой виднелись первые жилые строения. Точнее мне сначала показалось, что они жилые, но на деле оказалось, что это просто рабочие вагончики (может что-то типо офиса) — настоящие жилые строения начинались чуть дальше.
Но уже на этой фотографии видно, что здания тут приподняты над землёй и стоят на сваях — это из-за того, что земля здесь не прогревается и если копнуть вглубь — начинается слой «вечной мерзлоты», которая под теплотой дома может осесть и дом будет «тонуть».
О всех остальных особенностях жизни за полярным кругом и о местной инфраструктуре расскажу во второй части статьи.
Продолжение следует...