Узнайте Алтай через Чорос-Гуркина
Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в Алтайский государственный краеведческий музей, чтобы узнать о творчестве гениального художника Алтая Чорос-Гуркина.
Его картины дышат энергией Алтая и помогут вам узнать лучше наш регион.
Посещение музея бесплатное, располагается он в Барнауле на Ползунова, 46, работает совершенно бесплатно, так что, если будете на Алтае, найдите минуточку для культурного похода. Я же была здесь на днях, общалась с директором музея и готова поделиться с вами своими новыми знаниями и эмоциями.
В музее впервые выставлены картины Чорос-Гуркина, которые ранее были недоступны для посетителей, всего около 30-ти. Часть этих картин в 1958 году заведению передал легендарный ученый Михаил Лисавенко в период своего руководства Алтайской плодово-ягодной станцией. По словам директора краеведческого музея Натальи Бутаковой, скорее всего художник и ученый никогда не встречались. В документах музея значится, что картины Чорос-Гуркина были подарены Лисавенко Алтайским облисполкомом. Все полотна тематические – с изображением цветущих растений. Очевидно, что даритель сделал специальную подборку под род деятельности известного биолога.
В ожидании реставрации и «выхода в свет» эти картины много лет провели в хранилище музея. И наконец-то дождались – Правительство Алтайского края выделило средства, полотна восстановили, выставив на суд посетителей.
«Цветочные» работы алтайского художника трудно назвать картинами в привычном смысле слова. Это словно само отражение удивительной алтайской природы, живой, трепетной, пропитанной энергией земли. Изображенные цветы можно изучать часами, разглядывать каждый лепесток растения, каждую каплю, случайно упавшую на него, лучик света, отраженный в этой капле. Видно, что мастер не просто нарисовал то, что видел перед собой. Он прожил этот лепесток, эту каплю и этот лучик, испытал счастье от того, что увидел это природное чудо. И, конечно же, как всякий гениальный художник, не смог не отразить это пережитое чувство на своем холсте.
«Многие искусствоведы считают, что Григорий Иванович довел свое искусство до совершенства благодаря тому, что переносил на холст не просто то, что видит, а смысл и дух Алтая. Всматриваясь в его картины, создается полное погружение в эту местность. Кажется, что ты дышишь ее воздухом, чувствуешь его вибрацию. И, наверное, в этом его уникальность», — говорит Наталья Бутакова.
Эксперт считает, что с полотнами Гуркина можно найти духовное соприкосновение и поймать состояние, близкое к медитативному.
Картины Чорос-Гуркина из коллекции Лисавенко датированы с 1906 по 1921 гг. В это время его мастерство было на пике своего расцвета, поэтому художественная ценность выставленных полотен неоспорима. Говоря же об их материальной ценности, директор музея опасается называть конкретные цифры. «Для нас они бесценны», — в итоге скажет она.
Открытие экспозиции неизвестных работ Гуркина – не только событие для жителей Барнаула и Алтайского края. Художника ценят во всем мире, в России он очень знаменит (его работы хранятся в Русском художественном музее), ну а для жителей Сибири Гуркин – настоящий кумир. Сегодня не только Алтайский край и Республика Алтай причисляют его к своим землякам, но и Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск с гордостью заявляют, что Григорий Иванович их родной худодник в общесибирском понимании, с трепетом храня его картины в своих музейных фондах.
Большое влияние на творчество художника оказал великий русский живописец Иван Шишкин. Григорий Гуркин был его последним учеником – Шишкин умер буквально у него на руках. Учитель и ученик были удивительно близки по духу. И в том, что последний вздох гения был подарен именно Гуркину, есть что-то метафизическое. Позже алтайский мастер учился у Александра Киселева. Мэтры научили Гуркина работать с пейзажами, доводить их реалистичность до совершенства. Техника молодого Чорос-Гуркина не осталась незамеченной. В начале 20 века (1906—1907 гг.) в Томске (тогда столице Томской губернии, в которую входил и Алтай) состоялась его первая выставка, после чего о нем сразу заговорили как о гении. В то время это было дело неслыханное – выставка сибирского художника, который практически сразу же завоевал признание! Ведь в то время Сибирь ассоциировалась только с каторгой и ссылкой, но никак не с творчеством и талантом. В последующее десятилетие художник объехал всю Сибирь со своими выставками, завоевав сердца сибиряков и статус классика сибирской живописи.
Помимо творческой деятельности Чорос-Гуркин участвовал в политической деятельности. Она его и сгубила. В 1917 году художника уговаривают встать во главе образовавшейся тогда Каракорум-Алтайской окружной управы. И уже через два года Григория Ивновича колчаковцы обвиняют в сепаратизме и измене Родине, отправив в бийскую тюрьму. Однако выйдя под залог, художник сбегает в Монголию, а затем в Тыву. Через 8 лет он опять поддается на губительные уговоры и возвращается в социалистическую Россию. Первое время художник купается в популярности, воспевая советский строй. Но в 1937 году Гуркина опять арестовывают и расстреливают по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Реабилитируют художника посмертно в 1956 году.