Как я попала в «Фарфоровую сказку Алтая»
«Фарфоровая сказка Алтая» — это фестиваль, который я застала на Алтае. Здесь я познакомилась с известным художником-итальянцем и почти научилась гончарить.
Каждый год на Алтае проходит пленэр по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая». Неизменное место фестиваля – усадьба «Сокол». В этом году мне как раз довелось здесь отдыхать, так что поездка оказалась весьма удачной.
Фото: Эльвио Саньелла и Зинаида Корчагина.
Зеленый шатер керамистов хоть и стоит в самом конце усадьбы, сразу привлекает внимание. В открытые окна видно, как люди в фартуках что-то сосредоточенно творят: лепят и расписывают готовые керамические изделия. Через два шага – шатер еще загадочнее, внутри стоит несколько печей, здесь творения керамистов приобретают завершенную форму — выпекаются. Естественно, что отдыхающие усадьбы с удовольствием наблюдают за этим процессом. Захожу в первый шатер и я. Импозантный мужчина в очках варит ароматный кофе и угощает им присутствующих дам, немного животворящего напитка достается и мне. Меня предупреждают, что кофе по-итальянски очень крепкий. Пробую, действительно так, но вкус – умопомрачительный.
Этот импозантный мужчина — Эльвио Саньелла, очень известный итальянский художник-керамист, его произведения украшают красивейшие итальянские и израильские храмы. Приезд Эльвио для Сибири – большое событие, поэтому самые активные керамисты поспешили в это время на Алтай (фестиваль проходит с 16 по 26 июня). Продвинутые туристы – тоже. Когда еще будет шанс пообщаться с видными художниками такого класса вот так запросто? Кстати, в прошлом году в пленэре принимали участие фарфористы из Японии и Узбекистана.
Как и многие туристы, я тоже попробовала себя в роли керамиста. Взяла внушительный комок глины, положила на гончарный круг. Под руководством маэстро попыталась творить. С удивлением обнаружила, что глина не так проста, как это может показаться со стороны. Если она и гнется под воздействием пальцев и рук, то только под хорошим воздействием силы. Вот я сдавила глину и стала поднимать ладони вверх – в моих руках стал образовываться сосуд. Надавливание в середине и чудо – рождается ваза. Сжимаю пальцы с боков – у вазы появляется рельеф. Чуть передавила – и мой ноготь срезает полностью верхушку моего сосуда…
Эльвио хохочет вместе со мной, верхушку отбрасывает в сторону. Берет мою ладонь и прижимает вазу сверху. Ваза спасена! Правда, теперь это не ваза, а тарелка, но тоже неплохо.
Мое «произведение» конечно сильно отличатся от того, что делают сибирские мастера, приехавшие на пленэр. Итальянская роспись по сырой эмали – легкая, нежная, летящая. Вскоре туристы, которые остановились на усадьбе «Сокол», а также те, кто просто заглянул на огонек, увидят все получившиеся произведения на местной выставке. Позже их представят в экспозиции Алтайского государственного художественного музея.
Зинаида Корчагина, организатор пленэра, член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, обладатель звания «Мастер золотые руки», рассказала мне, что такие фестивали – большая удача для керамистов. Навыки, которые приобретают художники в профессиональном сообществе международного уровня потом ярко отражаются в их творчестве. Ну а мы, обычные туристы и зрители, будем с удовольствием вкушать их искусство.
Пленэр проходит на «Соколе» каждый год, обычно в июле, но в этот раз – в июне (с 16 по 26). На нем каждый желающий может попробовать себя в качестве керамиста на мастер-классах, которые проводят профессиональные художники.
В конце – немного о самой усадьбе «Сокол». Я люблю сюда приезжать по нескольким причинам. Во-первых, она относительно недалеко от Барнаула (можно приехать на выходные), но при этом в горах. Во-вторых, здесь много интересного вокруг: сакральные каменные лабиринты, скифский курган, древний шахтный сруб и легенда про вход в Беловодье. В-третьих, сама база безумно уютная, с неповторимым сельским колоритом, вкуснейшей едой на деревенских продуктах. Здесь раздолье, горы, воздух и тишина!
И еще немного керамики с фестиваля «Фарфоровая сказка Алтая».