Выдержка, диафрагма и другие страшные слова
Как, собственно, происходит процесс фотосъемки?Вы нажимаете кнопку, затвор открывается, в объектив фотоаппарата прилетает кусок света...
Выдержка, диафрагма, и другие страшные слова
Как, собственно, происходит процесс фотосъемки? Вы нажимаете кнопку, затвор открывается, в объектив фотоаппарата прилетает кусок света, с разгона бьется об матрицу и оставляет на ее элементах разность потенциалов, из которых формируется картинка. Длина этого куска света — это выдержка, то есть сколько времени затвор открыт и свет попадает на матрицу. Толщина куска света — диафрагма, то есть насколько широка дыра, через которую он влетает. Ну, а насколько чувствительны элементы матрицы — определяется значением ISO: чем больше число — тем чувствительнее.Раньше, когда в фотоаппарат заряжали пленку, и ее ISO оперативно изменить было довольно сложно, фотограф мог поменять перед съемкой только выдержку и диафрагму, так что эти параметры назывались экспопарой. Сейчас правильнее было бы называть это экспотройкой, поскольку ISO теперь тоже можно менять перед каждым кадром, но уж как повелось — так оно и есть. Изменение этих параметров служит для того, чтобы получить правильную экспозицию — когда все в кадре достаточно хорошо видно, он не слишком светлый и не слишком темный.
Зачем оно все нужно?Чем выше чувствительность элементов матрицы, тем шумнее становится картинка из-за перетекания зарядов от одного элемента к другому. То есть, допустим на низких ISO — 100 или 200 — все будет в порядке, на 400-800 картинка станет зернистой, на 1600-3200 появится цветной шум — красные и синие точки по всей поверхности фотографии. Конечно, чем дальше идет технический прогресс — тем большие значения ISO становятся доступны без появления артефактов. Но они все равно есть, физику не обмануть.
Если вы что-то не можете разглядеть вдали — вы прищуриваетесь. Это вы диафрагму глаза закрываете :) Чем меньше диафрагма — тем больше глубина резкости. То есть, грубо говоря, если вы сфокусировались на человека перед вами, то на диафрагме 2 лес за ним будет размыт, а на диафрагме 8 — резкий. На самом деле, число диафрагмы пишется как 1:2, 1:4, 1:8, но первую единицу всем писать быстро надоело. В итоге там теперь обратное соотношение: чем больше число, тем диафрагма меньше.Если вы снимаете с рук, без штатива — выдержка должна быть достаточно короткой. Иначе дрожание рук фотографа или движения модели приведут к тому, что картинка смажется, станет нерезкой. Зато, если вы снимаете со штатива, или у вас железные руки, вы можете пользоваться длинными выдержками, чтобы, например, сфотографировать ночью на низком ISO или при закрытой диафрагме, чтобы все было резким, а картинка все равно была достаточно светлой.
Все эти параметры жестко связаны между собой. Если вы уменьшаете выдержку — вы должны открыть диафрагму, чтобы получить правильную экспозицию. Ну, или увеличить ISO. Если вы уменьшаете ISO — будьте готовы к тому, что выдержки удлинятся. И так далее.На большинстве фотоаппаратов есть возможность снимать на полном автомате — когда камера сама определяет, какие параметры правильнее, но есть и возможность задавать экспопару вручную — полностью или частично.
Как ставить ISO — обычно задается отдельным пунктом меню. Это либо автоматически, либо вручную, других вариантов там не придумаешь :) Режим A или Av — это приоритет диафрагмы, от слова Aperture. Вы ставите вручную ту глубину резкости, которая вам нужна, а автоматика камеры устанавливает выдержку так, чтобы экспозиция получилась правильной. Режим T или Tv — приоритет выдержки, там, соответственно, все наоборот, вы вручную задаете выдержку, остальное делает камера. Режим М — полностью ручной. Там вы меняете все сами, а камера разве что на экранчике может показать, насколько вы ошиблись в ту или иную сторону от правильной экспозиции.
ЭкспокоррекцияСуществует еще такая штука, как экспокоррекция — она есть даже в камерах смартфонов. Это нужно для того, чтобы объяснить автомату камеры, что кадр на самом деле должен быть темнее или светлее того, что он там своим железным мозгом намерил.Скажем, снимаете вы девушку в белом платье на фоне темного леса. Весь кадр темный, девушка занимает небольшой процент кадра, автомат не в курсе, что вы снимаете, лес или девушку — он померяет общую освещенность и постарается снять так, чтобы лес выглядел нормально. В итоге девушка превратится просто в белое пятно на фоне красивого леса.
Или снимаете вы портрет против солнца. Солнце яркое, света в кадре много, автомат камеры постарается добиться усредненно светлой картинки, в итоге человек станет темным пятном на фоне нормального неба.Задавая экспокоррекцию, вы можете увеличить или уменьшить освещенность готового кадра так, чтобы и в первом, и втором случае человек был нормально освещен, а вот уже не настолько важный фон — недосвечен или пересвечен.
На самом деле, конечно, все, что я тут написал — скорее всего есть даже в инструкции к вашему фотоаппарату. Но... да ну, честное слово, кто их читает? :)Что все это значит на примерах?Снимаете вы, допустим, футбол. Спортсмены бегают быстро, если их на длинной выдержке снимать — у вас будет не футбол, а размытые пятна на зеленом фоне. Вы ставите на камере режим приоритета выдержки, задаете выдержку 1/500 секунды, камера сама увеличивает ISO, открывает диафрагму — картинка, возможно, будет зернистой, зато спортсмены не размажутся по кадру.
А после матча собрались все футболисты в кучу и требуют групповой снимок. Вы ставите режим приоритета диафрагмы, и зажимаете дырку посильнее, чтобы резкими получились и эти вот довольные на переднем плане, и вон те, которые этим передним рожки ставят с задних рядов. Но потом вам нужно снять отдельный портрет капитана команды и вы открываете диафрагму пошире, чтобы вон тот пестрый фон с плакатами за его спиной стал размытым и не мешал.В общем, примеров использования можно придумать довольно много, вон, на фотографиях внизу — еще несколько ситуаций, когда нужны ручные установки. Сами придумайте, как и что я тут делал :)
продолжение следует