САРАЕВО. День четвертый
С утра отправляемся в печальное место на карте истории современной Боснии
мемориальный комплекс — Сараевский туннель, также известный как «Туннель Спасения» и «Туннель надежды» — подземный тоннель, построенный в период с марта по июнь 1993 года во время осады Сараево в разгар Боснийской войны. Он был построен Боснийской армией для того, чтобы связать город Сараево, который был полностью отрезан сербскими силами, с Боснийской территории на другой стороне аэропорта Сараево, — с зоной, контролируемой организацией Объединенных Наций. Туннель связал Сараевские районы Добрыне и Бутмир, позволяя доставить в город пищевые продукты, осуществлять военные поставки и доставку гуманитарной помощи, а также позволяя людям выйти.
Путь наш лежит через весь город на старом, видавшем виды трамвае CKD Praha. На улице было не больше минус трех, но в трамвае было жутко холодно. на очередном перекрестке трамвай крякнул и встал. Водитель вышел, покопался во внутренностях и сообщил что сломались совсем, но скоро придет механик. У нас не было выбора, добраться до автобусной станции, откуда уходили автобусы в окраинные районы Сараево, где и находился Туннель, было просто не на чем. Сидим ждем механика. Приходит колоритный дядька, о чем-то говорит с водителем, потом залезает под потолок трамвая возле кабины и тут раздается оглушительный треск и яркая вспышка, запахло палены. Механик отпрыгивает на метр от открытого люка, оставшиеся ждать починки пассажиры смотрят в недоумении. Почесав макушку, механик резюмирует, что теперь трамвай точно сломался окончательно. Водитель успокаивает пассажиров, что сейчас все решит. И правда, договариваются с водителем следующего за нами трамвая и взяв нас в жесткую сцепку толкают до конечной станции.
Немного согревшись в кафе на автобусной станции, отправляемся на наш автобус и через несколько минут петляния по окраинам Сараево выходим на нужной нам остановке, с нами выходит еще пара человек туристического вида. До туннеля несколько сот метров по «частному» сектору, здесь следы прошедшего противостояния более явные. Некоторые дома как напоминание о трагедии изрешечены очередями. Туннель начинается во дворе одного из домов и простирается через открытую местность на сотни метров, для осмотра открыт небольшой кусок, просто прочувствовать атмосферу. Кругом вещи, напоминающие о войне, фото и видео материалы.
По завершении осмотра отправляемся обратно на остановку. Автобуса долго нет. Судя по табличке приедет он еще не скоро, окончательно замерзнув, решаем отправиться в сторону «цивилизации» пешком. По пути пробую поймать редкие машины, двигающиеся в сторону города, безрезультатно. Из одного из проселков выезжает старенький потрепанный микроавтобус и останавливается на мою просьбу. За рулем такого же вида и автобус водитель с радостью соглашается подбросить нас до автостанции. Мы счастливы. Еле уместившись на переднем сиденье, трясемся в город. Наш спаситель разговорчив и дружелюбен. По прибытии пытаюсь всучить ему купюру, но получаю утвердительный отказ и махание руками. Вот такие добрые люди живут в Боснии.
Доезжаем до центра и идем сразу греться в кафе, тем более то время уже далеко за обед. Темнее рано, уже проглядывают сумерки, решаем сегодня еще подняться по канатной дороге. Канатная дорога в Сараево соединяет Старый город с вершиной горы Требевич. Старая канатная дорога начала функционировать в 1959 году. В 1984 году на горе Требевич построили бобслейную трассу для Зимних Олимпийских игр.
Мы немного не успеваем, на подъем уже не пускают новых пассажиров, канатка скоро закрывается. Решаем пройти наверх пешком и не разочаровываемся, прогуливаемся по старому городу и вечером возвращаемся в свои апартаменты.