Кладбище паровозов в Боливии
Место, где огромные стальные машины нашли свое последнее пристанище.
Недалеко от городка Уюни в Боливии есть интересное, но неоднозначное место — так называемое «Кладбище паровозов».
Почему «неоднозначное»? А потому, что и в сети, и в жизни я встречал людей, которым это место с одинаковой силой и нравилось и было отвратительно. Кто-то видит через эти скелеты паровозов, как через призму, грустную историю страны, а кто-то лишь старые, никому ненужные железки и мусор вокруг них.
Быстрый экскурс в историю этого места.
Когда 19-ый век уже подходил к концу, правительство Боливии решило, что для развития экономики страны необходимо создать большую и удобную систему железнодорожного сообщения. В те времена бурно развивалась горнодобывающая промышленность и Уюни не был исключением + находился в центре страны, поэтому здесь и сделали центральную станцию, через которую пути, как артерии, расходились в разные части страны.
Экономика Боливии за счёт горнодобывающей промышленности пошла в гору (каламбур №1), но счастье было не долгим. Через пол века все полезные ископаемые были ископаны (каламбур №2) и встал вопрос — что делать дальше с железной дорогой?
Общественных поездов в Боливии отродясь не было, поэтому использовать старые железнодорожные ветки после окончания промышленного бума стало просто некому.
И Уюни, бурно развившийся во времена промышленного бума, постепенно пришёл в упадок. До самого большого солончака в мире тогда ещё никому не было дела и Уюни в те годы не был боливийской туристической меккой.
С паровозами никто возиться не стал — их просто отбуксировали на пару километров от города и бросили посреди пустыни, где они и по сей день доживают свой век.
Как обстоят дела сейчас?
С развитием туризма в этом районе, брошенные паровозы, можно сказать, «обрели новую жизнь». И хотя они не встали как раньше на рельсы и не повезли руду за тысячу километров, но, по крайней мере, интерес к ним значительно вырос.
Нынешние боливийские власти наверняка в сердцах сказали спасибо властям бывшим за то, что те не распилили паровозы на металл, так как из «кладбища паровозов» в наши дни успешно сделали популярную достопримечательность. Да ещё и без каких-либо вложений.
Теперь все джип-туры сначала заезжают сюда и только потом отправляются на солончак. Кстати, так как большинство туров начинаются утром, то в районе 10-12 часов здесь самое большое столпотворение. Поэтому наш совет — приходите на осмотр кладбища после обеда или даже после полудня — это будет самое лучшее время для того, чтобы сделать интересные фотографии на фоне этих махин.
Паровозы находятся всего в 2.5 км от центра Уюни, поэтому до них без проблем можно прогуляться пешком. Вот их координаты (-20.480506, -66.835638). Платы за вход нет.
Многие поезда разукрашены граффити. Даже есть какой-то местный художник, который специально рисует на них в одном стиле, но мы не нашли в этих рисунках какой-то глубокой художественной ценности, поэтому просто наслаждались постиндустриальными пейзажами.
Атмосфера вокруг напоминает популярную игру «Fallout» — безжизненные пустоши и обломки былой цивилизации, в виде брошенных паровозов, навевают мысли о постапокалипсисе. Уверен, что тут можно сделать крутую косплей-фотосессию.
Как я говорил в начале статьи, место вызывает противоречивые эмоции — с одной стороны боливийские власти абсолютно не следят за ним: множество отстойных граффити и мусор, гонимый ветром, казалось бы портит картину о привычно вылизанной достопримечательности.
Но было бы это место таким антуражным без них? Конечно, нет. Кладбище паровозов превратилось бы в «Музей паровозов», каких в мире пруд пруди. А так оно остаётся грязным, пыльным, но всё же знаковым местом, которое несомненно стоит посетить, находясь в Боливии.