Часть 2. Композиция.
Человеческий мозг — забавная штука.Он воспринимает визуальную информацию не абы как, а по определенным алгоритмам. Часть этих алгоритмов как бы инстинктивно понятна...
КомпозицияЧеловеческий мозг — забавная штука.Он воспринимает визуальную информацию не абы как, а по определенным алгоритмам. Часть этих алгоритмов как бы инстинктивно понятна — скажем, то, что находится прямо перед вашими глазами, вы видите подробнее, чем то, что находится сбоку. Но даже это не всегда верно. Слабую звезду в ночном небе часто проще разглядеть, если смотреть не на нее, а чуть в сторону. Движение на периферии зрения при общей статичной картинке вы заметите быстрее, чем движение в центре. А приблизительно на трети от края поля зрения каждого глаза располагается область, где прикреплен зрительный нерв, там мы вообще ничего не видим. Это легко проверить: закрываете левый глаз, смотрите строго прямо. Вытягиваете вперед руку с поднятым большим пальцем и ведете ее медленно от центра к правому краю, продолжая смотреть вперед. Где-то на отклонении градусов в 10-15 от центра большой палец исчезнет, но если вести руку дальше — он опять появится. Бинго — вы нашли свою слепую зону :)
Так вот, чтобы ваши фотографии воспринимались зрителем наиболее выигрышно, стоит соблюдать довольно простые, в общем-то, правила. «Золотое сечение» — это термин, который слышали многие, кто хоть как-то интересуется фотографией. Не буду приводить тут формулы и графики, скажу сугубо практически. Золотым сечением называется деление любого объекта в соотношении 62% на 38%. Для фотографии это значит, что основной объект съемки должен размещаться в кадре на расстоянии 38% от какого-либо края. На практике, естественно, никто не высчитывает проценты и не рисует маркером точки на экране, все делается очень приблизительно и на глаз. В итоге, в обычной практике это называется «правилом третей», поскольку 38% очень приблизительно и на глаз — это треть :)
Что это значит на примерах.Не располагайте линию горизонта посередине кадра. Должно быть либо треть неба — две трети земли, либо наоборот.
Лицо человека, которого вы снимаете, тоже не должно быть прямо по центру. Располагайте его в верхней трети кадра. Только не в нижней, а то так создается впечатление, что человек не дотянулся, и выглядывает из-за края картинки :)
Если в кадре несколько значимых объектов, допустим, камень на переднем плане и солнце на заднем — постарайтесь выбрать ракурс так, чтобы все объекты, или хотя бы большинство из них попали на линии пересечения третей. Хотя бы приблизительно и на глаз :)
Конечно, правила композиции можно и даже нужно нарушать. Иногда к этому призывают свойства самого объекта съемки — например, что-то перспективно-уносящееся вдаль, что хочется разместить строго по центру, чтобы создать иллюзию туннеля, движения и пространства. Иногда это такой способ самовыражения, гротеск или юмор. Но в любом случае, чтобы нарушать правила — нужно их знать. Поскольку осознанный протест против системы — он в любом случае эффективнее и эффектнее, чем просто ошибки по незнанию. И это относится далеко не только к фотографии :)
Продолжение следует