Часть 4. Контражур и золотой час
Когда фотограф снимает портрет в специально оборудованной студии, он выставляет свет так, чтобы подчеркнуть черты лица и показать их рельеф. То есть освещение...
Золотой часКогда фотограф снимает портрет в специально оборудованной студии, он выставляет свет так, чтобы подчеркнуть черты лица и показать их рельеф. То есть освещение должно быть боковым — тогда часть лица будет более яркой, часть менее и, варьируя это соотношение, можно будет наиболее выгодно показать человека.
С туристическими пейзажами ситуация точно такая же. Наиболее правильный свет, позволяющий лучше всего показать красоту природы, наблюдается после рассвета и перед закатом, когда солнце находится достаточно низко. Заодно и цвет солнца становится более теплым, что подсознательно воспринимается зрителем положительно. В фотографии это время называется «золотым часом».
Конечно, далеко не всегда у туриста есть возможность фотографировать только в золотой час. Да это и не обязательно. Но если вы будете планировать самостоятельные поездки по достопримечательностям так, чтобы у самых красивых смотровых площадок оказаться именно в это время — процент качественных фотографий из поездки обязательно возрастет.
А для этого достаточно просто посмотреть время рассвета и заката на любом погодном сайте, и запланировать съемку либо сразу после восхода солнца, либо за час-полтора до его захода.
Кстати, помимо золотого часа, фотографы выделяют еще «синий час». Это час перед рассветом и после заката. Солнце еще не взошло, либо уже село, но ночь окончательно еще не наступила, небо синее, света более-менее достаточно, а городские огни уже зажглись.
Это время — лучшее для съемки ночного города. Контраст холодного синего и теплого желтого делает фотографии немного сказочными, все детали еще видны, и штатив тяжелый с собой таскать не надо :)
Контражур, контровик, контровый свет
Все эти термины обозначают одно и то же — съемку против света. Вопреки распространенному мнению, что против солнца фоткать нельзя, ничего не получится, контровым светом вполне успешно можно пользоваться, если представлять, как.
Самый простой способ — принудительно включить вспышку. Это добавит яркости объекту съемки. Единственно, нужно понимать, что объект в этом случае должен находиться от вас на расстоянии действия вспышки. А у вспышек, встроенных в камеры, это расстояние редко превышает 4-5 метров. Светодиод смартфона вообще включать бессмысленно, он годится разве что для селфи.
Еще можно не париться насчет освещенности объекта и снимать силуэт. Абрис статуи на фоне неба, девичья фигурка на фоне заката — все это бывает красиво и интересно без всякой детальной проработки.
Но лучше всего получается, если вам удастся поймать контражур так, чтобы он не забивал светом весь кадр, а всего лишь создавал тонкий световой ореол вокруг объекта съемки. Для этого солнце должно находиться не в кадре, а чуть сбоку, при этом за объектом съемки должно быть что-то достаточно темное — лес, стена и т.п. Ну вот как-то так:
Продолжение следует